На байдарке в Белое море

Этот поход по карельским озёрам с выходом в Белое море был предпринят в августе 2012 года на байдарках Таймень 2. Он продолжился 9 дней, за это время было пройдено 250 километров.

На байдарках по Белому морю

По-настоящему опасных участков с порогами на нём нет, категория сложности – максимум вторая. Но трудностей много. Маршрут подойдёт опытным и физически крепким путешественникам, так как на нём много волоков и обносов, а также большую его часть приходится идти вверх по течению. Маршрут: станция Чупа – Котозеро – озеро Лебединое – Нольозеро – Нотозеро — река Ковда – озеро Верховское – Белое море – станция Пояконда.

Чупа — Котозеро

Заброска достаточно удобная – ехать на поезде до станции Чупа, откуда до берега Нижнего Котозера можно пройти по лесной дороге, мимо карьера, по ходу поезда. Плывём по озеру на запад вдоль северного берега, входим в правую протоку и плывём на северо-запад, до шоссейного моста, под которым очень узкая протока в Верхнее Котозеро. Здесь обнос длиной с полкилометра. Берега Верхнего Котозера скалистые, высокие, и более привлекательные, чем у Нижнего. За горой Улитина и небольшим заливом с домиками на берегу нужен обнос километра на 3,5.

Котозеро – Лебединое — Нольозеро

Обнос. Идём вдоль ручья по тропе, после раздвоения которой нужно повернуть направо. Она приводит к небольшому озерцу, по нему выплываем в озеро Лебединое. После Лебединого, которое является водоразделом, и до которого гребли вверх, будем плыть вниз по течению. Но сначала предстоит преодолеть несколько волоков и небольших озёр, начинающихся в северо-западной оконечности Лебединого. Места здесь довольно приятные —  сухие и ягодные (морошка). От последнего озерца с рыбацкой стоянкой – проторенная тропинка к Нольозеру. Нольозеро большое, широкое, с множеством довольно крупных островов. Проплываем его вдоль северного берега, по которому проходит лесная дорога. Ориентируемся на высокую Иванову гору (её будет видно ещё долго). У её подножия начинается Нольрека длиною 8 км, приводящая в озеро Верхняя Пажма, являющееся частью Нотозера.

Нотозеро – река Ковда

В узкой Верхней Пажме много топляка. Огибаем полуостров и выходим в Нотозеро. Поворачиваем на север вдоль правого берега. За полуостровом – остров Коровий. На северо-восток от него через сначала широкую, затем сужающуюся протоку – вход в губу Мелкую, являющуюся частью Нерпозера. Из Мелкой поворачиваем налево, в более широкую губу Варака, в конце которой – остров. За ним, держась правее – вход в узкий и длинный (8 км) пролив Тюлле, приводящий в озеро Лопское. Пересекая его, следуя направлению пролива Тюлле, попадаем в реку Лопскую. Сворачиваем направо в первую протоку и, следуя между островов на северо-восток, попадаем в озеро Беличье, являющееся частью большого Ковдозера. Чтобы из него попасть в губу Тупая, плывём по Ковдозеру около 5 км на северо-восток, затем поворачиваем в губу на восток. Доплыв до конца губы (7-8 км), упираемся в дамбу, по которой проходит дорога, где и высаживаемся. Здесь обнос до реки Ковда. Ориентир – долина между двух гор перед дамбой. В этом направлении нужно двигаться, выдерживая примерный курс на восток. Через тропинки, озерца и узкие протоки попадаем в озеро Ковда. По нему, двигаясь на восток, добираемся до железнодорожной станции Ковда, напротив которой есть вход в одноимённую реку.

Река Ковда – озеро Верховское — Белое море

Через пару километров – железнодорожный мост, ещё через 5 – шоссейный. Затем озеро Верховское. На этом протяжении река мелкая и порожистая, всего 5 длинных и коротких порогов. Озеро достаточно живописное, с песчаными пляжами и стоянками по берегам, многолюдное в выходные. Через 3 км после входа в озеро поворачиваем в протоку в северной его части, которая ведёт мимо большой деревни Ковда прямиком в Кандалакшский залив Белого моря.

Белое море – станция Пояконда

В заливе поворачиваем на восток, и плывём вдоль берега, который остаётся справа. Постепенно поворачиваем на юг, и за узким острым мысом — на запад. Здесь виден интересный морской порог, образовавшийся в протоке из залива в море. В нём никогда не бывает спокойно, особенно во время прилива. И проходить через него опасно. Поэтому плывём дальше на юг, огибая полуостров, и, поворачивая снова на запад, входим в длинную Ругозерскую губу. Проплыв по ней около 30 км, добираемся до станции Пояконда – конечного пункта маршрута. Маршрут трудный, но интересный, и однозначно стоит затраченных на него усилий.